WWW.TEKCT.RU
«Бывший» город Бонн

  Бонн – сравнительно небольшой уютный город, расположившийся на берегу Рейна, в достаточно живописных местах. К сожалению, Бонн во многом «бывший». Бывший курорт, бывшая столица ФРГ, бывшая арена разных интересных событий. Но это не мешает Бонну быть самобытным и уютным городом. О нем можно рассказывать очень много: о Зигфриде, Бетховене, Аденауэре, университете, памятнике немцам, расстрелянным в годы фашизма… Но эта статья – просто о городе, таком, каков он есть.
  Главное в Бонне – это, конечно, Рейн. Без него город был бы не таким колоритным. Начать с того, что иностранцы чаще всего попадают в Бонн через франкфуртский международный аэропорт. Это отдельная песня, когда, прилетев, идешь по километровым галереям, получаешь багаж и спускаешься по эскалатору к подземной железнодорожной станции, которую я, по наивности, вначале принял за станцию метрополитена…
  Поезд от Франкфурта до Бонна идет около трех часов. Путь идет вдоль Рейна, который с обеих сторон как бы сжат невысокими горами. Река сама по себе красива, и достаточно живописный вид у домиков, которые втискиваются между склонами гор и берегом реки, но меня поразило другое. Склоны гор покрыты виноградниками. На такую крутизну не заедет ни одна сельхозмашина, так что все эти виноградники и огороды возделываются вручную. Когда я прикидывал, как там можно работать, то чувствовал, что даже просто удержаться на таких склонах – проблема, а ведь за лозой надо ухаживать, и урожай надо собирать. Конечно, рейнское вино известно во всем мире, но когда видишь все это в первый раз, то предприимчивость и трудолюбие немцев (и, видимо, не только немцев…) вызывает уважение.

Панорама Рейна

  Воистину, Бонн – город контрастов. Приезжего, в первую очередь, поражает обилие мужчин ближневосточной внешности и женщин в паранджах. Но это объясняется просто. После войны в Германии практически не было мужского населения, способного восстановить страну. Поэтому пришлось приглашать рабочих из-за рубежа, и выбор пал на Турцию. Со временем ничего не изменилось. Турецких рабочих в ФРГ очень много, это уже стало яркой характеристикой государства. Кстати, поэтому в немецких городах такая вкусная шаверма. Есть много национальных кафе, где ее готовят. Я, ввиду незнания немецкого, частенько питался именно ею. И стоит недорого, и сказать просто: «айн шаверма». А чтобы не пахло потом луком, я обычно добавлял по-английски «визаут онион», и все меня прекрасно понимали. Но, правда, самую вкусную шаверму готовили не турки, а ливанцы. Они в нее добавляют особые специи, так что лакомство получается – пальчики оближешь. А на руках потом весь день сохранятся запах этих пряностей.
  Или, скажем, идем по улице. Видим – обилие полицейских в полной выкладке. И, что интересно, много женщин-полицейских. Красивые, привлекательные, но в зеленых касках и зеленых бронежилетах. В чем дело, спрашиваем. А вот, говорят, курды собрались устроить демонстрацию, и мы их ждем.
  В магазинах я разговаривал по-английски. Причем никаких «ду ю спик инглиш». Просто заходил и сразу спрашивал, о чем было надо. И если продавец подходит сам и предлагает помощь (это у них очень распространено), то можно сказать по-английски в ответ: «джаст фо лукинь» (только посмотреть), и тебя сразу оставляют в покое.
  А один раз зашел в магазин парфюмерии. Спрашиваю по-английски, можно ли купить духи «Climat». А мне продавщица в ответ тоже по-английски: извините, мол, но мы не во Франции. Так что это только на первый взгляд Европа объединяется, а на самом деле, не все у них так просто.
  Под мостом через Рейн раскинулся палаточный городок. Там живут бездомные. Да, город контрастов…
  А видели вы когда-нибудь бомжа-негра? Оборванного, грязного, со ссадинами на лице и пустым взглядом. Если хотите посмотреть, приезжайте в Бонн, на центральный вокзал. Там такие сидят прямо на полу в подземных переходах. Но, судя по тому, что прохожие от них не шарахаются, эти существа достаточно безобидные.
  Самое удивительное, из того, что можно увидеть в Бонне, так или иначе связано с сельским хозяйством. Например, меня поразили поля в черте(!) города. Причем не только на окраинах, но и в центре престижных районов. Я был в Бонне осенью, и урожай был уже убран, но по оставшимся на поле листьям я понял, что на нем выращивали кукурузу (как тут не вспомнить Никиту Сергеевича). Вообще, каждый клочок земли как-то используется.
  Есть в Бонне фешенебельный район-пригород Бад-Годесберг. Это место, где находились все дипломатические представительства других стран. То есть там много роскошных особняков, обнесенных заборами. На территории посольства какой-то арабской страны растет пальма. Возможно, на зиму ее затаскивают в помещение. В общем, все как в лучших домах... Но стоит отойти несколько сот метров в сторону, и вот, выходим к железной дороге. Вдоль дороги стоят панельные пятиэтажные строения, ну, точь-в-точь, как наши хрущевки (о, опять Никиту Сергеевича вспомнил, что за наваждение). А на свободных пятачках между этими домами и железнодорожной насыпью – маленькие огородики, обнесенные металлической сеткой. Все как у нас: крошечные черные от времени покосившиеся сарайчики, полусгнившие ящики между грядок… Впрочем, может быть эти огородики – работа эмигрантов из России? Я не спрашивал.
  Есть такое мероприятие в Бонне: блошиный рынок. Название не должно вас обманывать. Это не прибежище отверженных, а вполне культурное и интересное действо, которое устраивается примерно раз в месяц в центральном парке, и которое ждут с нетерпением. Роскошный центральный Фрайцпарк на один день отдается в руки торговцев. Уже за неделю до этого на дорожках парка появляются нанесенные мелом надписи: торговцы застолбили себе участки. А в сам базарный день тебя все время не покидает ощущение праздника. Может быть потому, что так много народа. Может быть из-за палаток, в которых продают яркую красочную одежду, и все эти платки, платья, рубашки развеваются на ветру, норовя улететь со своих «плечиков»… А может быть из-за передвижных кафе и морожениц, которые, естественно, всегда рядом на таких сборищах.

Вот так это обычно и происходит

  На блошиных рынках товары бывают и новые, и старые. Тут и то, что можно встретить в обычных магазинах (здесь по более низким ценам), и антиквариат, и старые монеты, и откровенные «неликвиды»… В общем, торгуют, кто во что горазд. Типичная цена – 20 марок.
  Но на другой день в парке снова идеальная чистота и очень мало народа. А в следующие выходные блошиный рынок устраивается в каком-нибудь другом подходящем месте, например, на пустыре, около станции метро.

Такие смешные трамвайчики возят туристов по прирейнским горам

  Кстати: о метро. Оно в полной мере отвечает потребностям города. Там где можно, это действительно метро: с подземными станциями, эскалаторами и турникетами. Но в некоторых местах поезд выскакивает на поверхность и идет по улицам как обычный трамвай. Поезда там небольшие (четыре вагона), поэтому сходство почти полное. Во всяком случае, поезду приходится таки останавливаться на перекрестках перед светофором. Но ходят эти поезда по расписанию, которое, как вы понимаете, выполняется неукоснительно. Давки в поездах нет, потому что сам город небольшой. Зато активно работает контроль. Если поймают без билета – штрафа в 60 дойчмарок не избежать (это не маленькая сумма, пообедать в кафе можно за десять). Но, с другой стороны, контролеры работают в форменной одежде, и поэтому баланс интересов между халявой и принуждением поддерживается к всеобщему согласию.

А посмотреть в горах есть на что…

  Город расположился на правом берегу Рейна, а вдоль левого тянется ряд невысоких гор, покрытых лесом. Одни из них необитаемы, со страшными следами песчаных оползней (если обвалится склон горы, то домики, которые приютились между склоном и берегом, по идее, должно снести прямо в Рейн), другие, наоборот, обжиты и гостеприимны. На вершине одной из гор, Сан-Питерсберг, находится правительственная резиденция. Ее видно с противоположного берега, из города. Зная, что я русский, немцы рассказывали мне, что в этой резиденции останавливался Горбачев во время визита в ФРГ (Бонн тогда был столицей). Другая гора называется Drachenfels (скала дракона). На ней, по преданию, нибелунг Зигфрид победил страшного дракона. Чтобы туристы могли лично посетить «историческое» место, на вершину горы проложен специальный рельсовый путь, и маленький трамвайчик (см. фото), цепляясь шестеренками за направляющий рейс, может отвезти вас наверх.

А легендарного дракона современные немцы представляют таким
(рисунок с туристского буклета)

  Наверху, как положено, кафешка. Вид с горы открывается потрясающий: река, горы, домики, крытые черепицей. Вниз удобно спускаться и пешком по асфальтированной серпантинной тропинке. Были там еще какое-то исторические достопримечательности, но я их не запомнил: слишком много всего.

Автомобильный паром подходит к причалу
(вид на Рейн со стороны Бонна)

  Мостов на Рейне немного, и кое-где переправу осуществляют паромы. Работают они на удивление быстро. Подошел, пришвартовался, выпустил автомобили, заехали новые автомобили, зашли люди, и паром пошел на тот берег. Вся операция занимает несколько минут. Но, разумеется, не бесплатно.
  Может, жизнь в таком небольшом городе и казалась бы скучной, но все оживляет Рейн. Он как проспект, только движутся по нему не автомобили, а прогулочные пароходики, исполняющие функции ресторанов на воде, и суда класса «река-море». Интенсивность движения подсказывает аналогию именно с проспектом. На кормовых флагах чаще всего можно увидеть цвета Голландии и Франции.

Темные аллеи вдоль Рейна

  Вдоль Рейна проложена асфальтовая дорожка. На сколько километров (или десятков километров) она тянется, я не знаю. Наверное, до соседнего города Кельна. По ней можно гулять, а можно и ездить на велосипеде. Типичная картина в воскресенье: впереди едет глава семьи, за ним немецкая фрау, а рядом бежит собачка – болонка или пудель – страшно довольная, что выпала такая возможность погулять.

В центральном городском парке и в ноябре цветут розы

  Розарий во Фрайцпарке очень красив, но интересно и то, что розы (не все, конечно, сорта) цветут до ноября. Ночью в ноябре температура может опускаться ниже нуля, и цветы погибают (это видно на фото), но за день успевают распуститься новые бутоны. Самыми морозоустойчивыми, как я понял, оказались именно желтые розы. А цветов в городе достаточно много: их выращивают повсюду.
  Вообще, Бонн – это образец того, как должен устраивать свою жизнь человек в цивилизованном мире. Дома в городе невысокие, зачастую крытые черепицей, и отделанные по высшему классу. Много, например, широких окон мансард наверху и еще более огромных стеклянных витрин внизу. Все, разумеется, современное, аккуратное, все рамы легко открываются и закрываются и никакой облупившейся краски. Это сейчас мы привыкли к стеклопакетам, которые можно купить в любом строительном магазине, а тогда меня поразили рамы, которые могут открываться как «вправо-влево», так и «вверх-вниз», в зависимости от того, в какую сторону повернешь ручку.
  Очень популярны большие балконы и садики на крыше. Такого размера, чтобы можно было поставить растения в больших горшках, пару-тройку пластмассовых кресел и зонтик от солнца.
  При мощении тротуаров часто используют плитку, цветом и размером напоминающую обычный кирпич, что придает улицам особый уют.

Так принято «благоустраивать территорию» в Бонне

  Про обилие зелени на улицах говорить не приходится, и так ясно, но главное, что есть места, где можно посидеть на скамейке среди зелени. Я думаю, горожане, которые могут пользоваться велосипедом для передвижения по городу, уже на 50% счастливы. Не во всех городах это доступно, но в Бонне – да. Приехать на работу на велике не считается зазорным. Для сравнения: в Питере это невозможно в принципе. Даже если велосипедисты и отвоевали бы себе право свободно передвигаться по перегруженным питерским проспектам, то дожди и снегопады все равно бы все испортили. Кстати, о дождях. Дождь там, конечно, идет, но он какой-то мелкий. То есть он состоит почему-то не из капель, а из водяной пыли, и зонтик зачастую не нужен. Это, конечно, здорово облегчает жизнь велосипедистам.
  Велики, конечно, там воруют. Как и везде. Но вот что интересно. Во дворе студенческого общежития я видел стоянку велосипедов. Мое внимание привлекла такая «машина»: облупившаяся краска на раме, проржавевший руль, спущенные, потрескавшиеся и даже какие-то белесые от старости шины… В общем, видно, что этим великом несколько лет никто не пользовался. Но он стоит на стоянке под открытым небом, пристегнутый ржавой цепью с ржавым замком к велосипедной стойке. Его хозяин, видимо, окончил институт и укатил в себе Африку или Восточную Европу, а велосипед так и остался стоять прикованным, и НИКТО на него не позарился и даже не отвинтил детали на запчасти. Согласитесь, это кое о чем говорит…
  Очень радует, что окраины города переходят не в свалку или пустырь, а в зону аккуратных ухоженных полей или в жилую зону, где стоят небольшие домики. Плотность населения там, в пригороде, конечно, ниже, но все равно все ухожено: где нужно заасфальтировано, где нужно – озеленено. Вот такой он, этот «бывший» город Бонн.

2002 г.

Алексей Гончаров

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100